Менее 20 % российских предпринимателей готовы передать бизнес детям. Таковы результаты опроса, проведенного специалистами агентства юридического маркетинга «Красное Слово» среди представителей российских бизнес-кругов. Абсолютное большинство отечественных коммерсантов, опасаясь рейдеров и силовиков, мечтают продать бизнес, чтобы не втягивать наследников в почти неизбежные бизнес-разборки. О том, почему как рядовые предприниматели, так и олигархи называют процесс передачи бизнеса детям «уравнением с множеством неизвестных», рассказывает Антонина Горжанкина, основатель Агентства юридического маркетинга «Красное Слово» (входит в Коммуникационную группу «Красное Слово»).
Роковые ошибки дети крупных предпринимателей обычно совершают в первые полгода после открытия наследства. Именно во время установленного законом шестимесячного «моратория» на распоряжение наследственным имуществом бизнес чаще всего подвергается рейдерским атакам, которые «золотая молодежь» отбить не в состоянии. При этом бизнес-«мародерами» выступают различные группы заинтересованных лиц.
Под прессом силовиков
Во-первых, в получении наиболее лакомых активов либо в уничтожении бизнеса чаще всего заинтересованы конкуренты, а также кредиторы, нередко действующие в связке с коррумпированными силовыми структурами. «Наезды» проходят по одному и тому же сценарию, сопровождаются возбуждением шитых белыми нитками уголовных дел против топ-менеджмента по надуманным, формальным основаниям. Устраивается силовой захват офисов, производственных площадей компании, похищается документация, печати. Конечной целью подобных операций является получение максимума инсайдерской информации в ходе обысков и выемок документов, а также отстранение от управления компанией наиболее компетентных руководителей.
Обычно применяемые силовиками формулировки позволяют включить в периметр расследования неопределенное количество лиц. Постепенно правоохранители усиливают прессинг с целью принуждения наследников к передаче активов определенным лицам либо к включению их в число акционеров. Как правило, дети олигархов не могут рассчитывать на административный ресурс своих отцов, а диплом Гарварда или Оксфорда оказывается плохим подспорьем в противостоянии с рейдерами и силовыми структурами.
Менеджеры-«трояны»
Во-вторых, инициаторами рейдерских атак иногда выступают акционеры и топ-менеджеры переходящего по наследству бизнеса. Обычно целью таких «троянов» является вывод под свое крыло наиболее ликвидных активов – чаще всего земли и объектов недвижимости. Зачастую «топы» и совладельцы попросту не желают иметь дел с неопытными наследниками, поэтому начинают раздел имущества сразу после смерти партнера.
Значительная часть успешных российских бизнесов, основанных в 90-х, по-прежнему непрозрачно структурирована через офшорные компании. И это создает дополнительные сложности для детей предпринимателей. Компаньоны успешно пользуются неосведомленностью наследников о структуре владения активами, максимально запутывая процесс передачи капитала через перепродажу долей. По словам юристов, шести месяцев вполне достаточно, чтобы бывшие партнеры наследодателя или менеджеры получили контроль над значительной частью «осиротевших» активов.
Обиженная родня
В-третьих, в период безвластия компанию может накрыть волна споров между наследниками умершего собственника. Вокруг наследственного имущества очень часто возникают трения, перерастающие в настоящие войны между претендентами на наследство. Родня добивается отстранения наследника от управления бизнесом под предлогом неэффективности и некомпетентности нового собственника. При этом активно используется любой компромат – от проблем с законом до обвинений в употреблении наркотиков и алкоголизме.
Даже если наследникам удастся договориться, из-за судебных тяжб рыночная стоимость отдельных предприятий, а также капитализация всего бизнеса может обвалиться. В этом случае наиболее ликвидные активы могут растащить кредиторы, а то и сами наследники будут вынуждены продать бизнес за полцены.
Сам себе режиссер
В случае выявления действий, направленных на нелегальное отчуждение активов, юристы рекомендуют в судебном порядке наложить аресты на имущество компании и запретить его отчуждение. Но еще лучше действовать на опережение и предотвращать негативное развитие событий. Наследникам и наследодателям необходимо заранее прорабатывать сценарии защиты семейных бизнес-активов, провести юридическую экспертизу всех правоустанавливающих документов.
Будущих наследников целесообразно заранее вводить в наблюдательные органы предприятий и выстраивать бизнес таким образом, чтобы топ-менеджмент имел лишь небольшую долю, мотивирующую к эффективной работе. Система управления компанией должна замыкаться на непосредственного владельца или членов его семьи. Наконец, наследникам необходимо иметь под рукой полный список имущества, принадлежавшего наследодателю, а также изнутри понимать модель функционирования всего бизнеса.
Vkontakte
OK
Mail.Ru
Twitter
Evernote
Telegram
WhatsApp
Viber
Skype