В связи с тем, что судебный пиар как разновидность информационной практики ограничен требованиями различного рода кодексов, изменения законодательства влекут за собой изменения в стратегии и тактике освещения судебного конфликта. О наиболее значимых нововведениях рассказывает Вадим Горжанкин, генеральный директор агентства юридического маркетинга «Красное Слово».
Так как интернет стал основным информационным пространством, появилась необходимость создать правила поведения в этом пространстве. Так, блогеры стали считаться СМИ и попадать под соответствующие законы, а соцсети с их анонимностью многих авторов и вовсе не имели юридической регламентации.
Сложившаяся практика пиара во многом была ориентирована на прежние законодательные нормы, которые предусматривали огромные суммы штрафов в виде наказаний за клевету. Так, размеры штрафов доходили до 5 000 000 рублей и 480 часов исправительных работ. Такие наказания предусматривал закон о наказаниях за клевету, принятый 13 июля 2012 года.
Принцип презумпции невиновности вступал в конфликт с принципом свободы слова и права на информацию. Любая негативная информация, наподобие сайтов с отзывами уволенных работников на работодателя, даже при полной правдивости, могла быть расценена как клевета, и владельцы сайтов попадали под штрафы, грозящие банкротством. Любые жалобы на работу тех или иных учреждений создавали повод для обвинений в клевете. Такая ситуация была совершено неправильной. Для нормальной социальной жизни требовалось смягчение норм наказания, и оно последовало.
2 октября 2018 года был принят Федеральный закон № 348-ФЗ «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации», где вводилось уголовное наказание за распространение клеветы в интернете. Теперь размер штрафа составляет 50 000 рублей или любого другого вида дохода за период до шести месяцев. Могут быть назначены общественные работы на срок до 240 часов, исправительные работы до одного года, арест на три месяца или один год тюремного заключения.
Для госслужащих, работников муниципалитетов и организаций всё более строго: штраф в 200 000 рублей или любого другого дохода на срок до восемнадцати месяцев, лишение права занимать определённые должности на срок до пяти лет. Возможно наказание в виде общественных работ на период до 480 часов, принудительные работы до двух лет, арест на полгода или тюрьма сроком до двух лет.
Доказать, написана правда или клевета, очень непросто. Порой таких доказательств просто нет, и вынести решение может только суд. Любой негативный отзыв создаёт риск обвинения в клевете, что, по сути, означает нарушение базовых прав и свобод. Но и безнаказанность клеветы в интернете также является недопустимой, и потому законодательство претерпело ряд изменений.
Так, в 2014 году был принят Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», известный также как «Закон о блогерах». В соответствии с ним любой обладатель интернет-ресурса с аудиторией свыше 3000 пользователей в сутки считается СМИ и обязан регистрироваться в Роскомнадзоре. То есть, на него распространяются нормы Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 06.06.2019) «О средствах массовой информации».
Так возникла основа правовой базы для оценки информационной работы в судебном пиаре. Если конфликты крупных корпораций и известных СМИ, кроме коммерческих интересов, имеют политическую мотивацию, то в них невозможно избежать эскалации публичного конфликта. Судьи здесь сразу оказываются между двух центров давления и потому могут принять самые неожиданные решения.
Корпорации в таких спорах сразу обвиняют СМИ в клевете, СМИ, представляющие интересы оппонирующих групп влияния, отвечают обвинением в давлении на независимые СМИ, а корпорации немедленно обвиняют СМИ в давлении на суд через общественное мнение. Воронка эскалации конфликта расширяется.
Однако в спорах простых хозяйствующих субъектов постоянное наращивание силового плеча часто делает цену победы поражением. И потому медийная стратегия судебного пиара вынуждена тщательно страховаться от обвинений в клевете и применять такие техники, которые разработаны специально для этих целей.
Чёрный пиар как средство достижения победы в информационной войне становится высокорисковой стратегией, требующей крайней изворотливости и умения вести кампанию, применяя средства косвенного давления и влияния. Доступно такое мастерство только опытным пиар-агентствам, имеющим длительную практику участия в подобных кампаниях и широкие связи с юридической и медийной средой.